На Востоке говорят, что кофе должен быть черен, как ночь, горяч, как ад, и сладок, как сама любовь.
Ни один напиток в пустыне не ценят так как кофе: он восстанавливает силы, продлевает бодрость, помогает перенести тяготы пути. Отправляясь в путь, бедуины берут с собой кофе и все необходимое для его заварки.
В шатре бедуина варить кофе – обязанность хозяина и даже, по-своему, священный ритуал. Кофе готовится сразу при появлении гостя и прямо на его глазах. Размалывая кофе в медной ступке, хозяин не просто стучит о ее стенки, а выстукивает мелодию, демонстрируя мастерство.
Отказаться от предложенной чашечки напитка – непростительное оскорбление. И комплимент – сказать хозяину, что он мелет кофе с утра до вечера. Считается, что хозяин, который не может подать гостю даже кофе, заслуживает презрительного прозвища «бахил» – скупец.
Кофе здесь не прожаривают полностью. Зато при варке щедро сдабривают кардамоном, который придает напитку желтоватый цвет и сладковатый привкус. Иногда вместо кардамона добавляют инжир или чабрец. И тогда гущу приходится съедать.
Первую чашечку предлагают самому уважаемому гостю. Наливать чашку доверху считается верхом неучтивости к гостю – ее наполняют лишь наполовину. Подать в чашке только воду считается неслыханным оскорблением и недвусмысленным указанием на дверь.
Гость тоже должен придерживаться этикета: чашечку держать исключительно правой рукой, потому что с левой человека подстерегает шайтан. После того, как гость поблагодарит хозяина, кофейная церемония считается законченной и наступает время для беседы.